Неточные совпадения
Клим Иванович Самгин легко и утешительно думал не об искусстве, но о жизни, сквозь которую он шел ничего не теряя, а, напротив, все более приобретая уверенность, что его путь не только правилен, но и героичен, но не умел или не хотел — может быть, даже опасался — вскрывать внутренний
смысл фактов, искать в них
единства.
Если Сын Божий есть Логос бытия,
Смысл бытия, идея совершенного космоса, то Дух есть абсолютная реализация этого Логоса, этого
Смысла, воплощение этой идеи не в личности, а в соборном
единстве мира, есть обоженная до конца душа мира.
Древнему, дохристианскому миру была также чужда идея прогресса —
смысла исторического развития, так как идея эта предполагает сознание
единства человечества и провиденциального его назначения.
15) Совершенство формы (
единство идеи и формы) не составляет характеристической черты искусства в эстетическом
смысле слова (изящных искусств); прекрасное как
единство идеи и образа, или как полное осуществление идеи, есть цель стремления искусства в обширнейшем
смысле слова или «уменья», цель всякой практической деятельности человека.
Итак, 1) прекрасное как
единство идеи и образа вовсе не характеристическая особенность искусства в том
смысле, какой придается этому слову эстетикою; 2) «
единство идеи и образа» определяет одну формальную сторону искусства, нисколько не относясь к его содержанию; оно говорит о том, как должно быть исполнено, а не о том, что исполняется.
Красота формы, состоящая в
единстве идеи и образа, общая принадлежность «е только искусства (в эстетическом
смысле слова), но и всякого человеческого дела, совершенно отлична от идеи прекрасного, как объекта искусства, как предмета нашей радостной любви в действительном мире.
Совершенно другой
смысл имеет другое выражение, которое выставляют за тожественное с первым: «прекрасное есть
единство идеи и образа, полное слияние идеи с образом»; это выражение говорит о действительно существенном признаке — только не идеи прекрасного вообще, а того, что называется «мастерским произведением», или художественным произведением искусства: прекрасно будет произведение искусства действительно только тогда, когда художник передал в произведении своем все то, что хотел передать.
Эти-то премудрые схоластики и задержали общий здравый
смысл, которому, конечно, давно пора бы понять, что последняя цель знания — не борьба, а примирение, не противоположность, а
единство.
«Это чудо есть единое, которое есть не существующее (μη öv), чтобы не получить определения от другого, ибо для него поистине не существует соответствующего имени; если же нужно его наименовать, обычно именуется Единым… оно трудно познаваемо, оно познается преимущественно чрез порождаемую им сущность (ουσία); ум ведет к сущности, и его природа такова, что она есть источник наилучшего и сила, породившая сущее, но пребывающая в себе и не уменьшающаяся и не сущая в происходящем от нее; по отношению к таковому мы по необходимости называем его единым, чтобы обозначить для себя неделимую его природу и желая привести к
единству (ένοΰν) душу, но употребляем выражение: «единое и неделимое» не так, как мы говорим о символе и единице, ибо единица в этом
смысле есть начало количества (ποσού άρχαί), какового не существовало бы, если бы вперед не существовала сущность и то, что предшествует сущности.
Он есть
единство, но не в нумеричес-ком, а в сверхнумерическом
смысле.
Стремление разума к
единству, его «архитектонический» стиль, «схоластические» наклонности (ведь схоластика есть в известном
смысле добродетель разума, его добросовестность, — разум и должен быть схоластичен) ведут к тому, что этой догматической массе придается та или иная, большей частью внешняя, из потребностей педагогических возникающая система: таким образом получается то, что представляют собой «догматические богословия», «системы догматики», «summae theologiae» [«Сумма теологии» — главный трактат Фомы Аквинского, в котором излагаются основы католической теологии.
Но
единство есть имя Бога не в том
смысле, как мы понимаем
единство.
В Ничто родится все, и в этом
смысле оно есть все в его
единстве, εν και παν [Единое и все (греч.).].
Однако
единство телесности не может быть вполне разрушено и в пространственном мире, — оно косвенно подтверждается функциями питания, дыхания, обмена веществ, всеобщей связанности сущего [О
смысле этих функций ср. в моей «Философии хозяйства» главу III о еде и труде.
Но тогда целое и
единство приобретают другой
смысл и не означают подавления «частного», множественного, личного.
Современная физика одинаково отрицает и космос в античном
смысле слова, и старый детерминистический материализм, что мир частичен, что нет мира как целого и
единства, это вполне согласно с революцией в современной физике.
Русская история представлялась ему лишенной
смысла и связи, не принадлежащей ни к Востоку, ни к Западу — отражение той потери культурного стиля и
единства, которая характерна для Петровской эпохи.
А между тем то, что мы, по обыкновению, называем публикою, есть, в известном
смысле, та же церковь, то есть собрание людей, связанных
единством духовных интересов, и ради этих-то интересов всем нам пристойно знать об этом деле и иметь свое мнение о значении нынешнего нашего духовного суда, так как от него зависит клир, а от хорошего или дурного клира зависит развитие духовной жизни народа, до сих пор еще весьма мало и весьма неудовлетворительно наставленного в христианском учении.